Жан-Шарль де Кастельбажак
КРАСОТА-Онлайн: Вы единственный современный дизайнер, кто делал облачения для иерархов Римской Католической Церкви. Расскажите подробнее об этом проекте…
Жан-Шарль де Кастельбажак: Дело было в 1997 году, но этот проект по-прежнему вызывает у меня сильнейшие эмоции. Архиепископ парижский монсеньор Жан-Мари Люстиже (Jean-Marie Lustiger) попросил меня создать эскизы облачений для 500 епископов и множества священников к визиту Папы в Париж.
Основная идея – радуга, как символ завета Бога с человеком, известный еще из рассказа о жертвоприношении Ноя в книге Бытия. Для священников использовался один цвет, для епископов несколько. Облачение папы белого цвета было расшито небольшими крестами всех оттенков радуги.
Иоанн-Павел II сказал во время аудиенции, что при помощи цвета я проповедую веру и надежду. Прекрасная метафора!
Кр-Он: Почему Церковь пригласила именно вас?
ЖШК: Сыграл роль мой прошлый опыт. Еще в 1991 году ко мне обратился священник тюрьмы в Пуасси. Он сетовал на то, что его паства, заключенные, слишком отстранены от него. В белой ризе он казался им слишком официальным, чужим, удручающим. Я использовал чистые яркие цвета. Облачения получились.
ЖШК: Я был полностью свободен. Цензором был мой собственный вкус и чувства верующего, практикующего католика. Я не хотел революции, а напротив эволюции. Цель была - сделать современную одежду для клира, сохранив требования богослужебного канона и вековые традиции.
Кр-Он: Если бы от Бенедикта XVI или от других сегодняшних иерархов поступил новый заказ, Вы бы согласились работать?
ЖШК: Нет сомнений. Это часть моего служения Богу и Церкви. Кстати, я работал бесплатно.
Кр-Он: Как вы относитесь к использованию дизайнерами религиозных символов, образов и цитат в своих светских моделях?
ЖШК: Как к иконоборчеству. Когда вы вторгаетесь в область священного и профанируете его, то рано или поздно у вас ничего святого не останется и просто ничего не останется. Такое было и раньше в кризисные времена. Вспомним псевдоцерковность французского декаданса конца XIX-начала XX вв.
У меня была китайская студентка, которая поместила лик Христа на рубашку и портрет Гитлера на майку. Даже мне выбор показался, мягко говоря, странным. Она объяснила: «Просто они эффектно смотрятся вместе».
Проблема в том, что люди исходят из прагматического принципа. Принесет ли их действие деньги, клиентов, паблисити, скандальную славу. Тогда эта студентка, вероятно, права. Аристократический принцип состоит в самоограничении и подчинении долгу. Вам придется отказаться от заработка, потому что поступать дурно нельзя. А нельзя потому, что в мире есть вещи, которые не получишь ни благодаря деньгам, ни благодаря pr. Зато лишиться их можно очень просто. Аристократическое понятие чести и ответственности перед предками – знание об этих вещах. Предстояние верующего перед Богом –знание об этих вещах.
Кр-Он: Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит. Или какой выкуп даст человек за душу свою… Но возможно, проблема еще и в том, что дизайнер не верит в Бога как личность, зато видит в религиозных символах объекты поп-арта, да еще какие! Помимо прагматизма, помимо жажды паблисити и денег его захватывает зуд творчества. Вы много раз использовали эстетику поп-арта в коллекциях, у вас ведь есть интуитивное чувство, что является поп-артом, а что нет.
ЖШК: Бог не может служить объектом иронии дизайнера. Дело не только в чувствах верующего. Дизайнер может принадлежать другой конфессии или быть атеистом. Ирония над религией - это слишком простой, дешевый трюк.
Интервью: Арсений Загуляев
Отзывы : 0