Гринуэй, Параджанов и Маленькая Вера
Часто моду сравнивают с кино. Мы говорим "она одета под Марлен Дитрих" или "ну вылитые тарантиновские персонажи"... Просматривая коллекции российских дизайнеров весны-лета 2003 года, представленные на показах Russian Fashion Week, у меня тоже рождались ассоциации с кино.
Нет. прямых заимствований из синематографа, может, кроме изображения "мурены из объектива Лени Рифеншталь" у Алены Ахмадуллиной, не было. Речь идет о настроении, похожем на то, которое возникает после просмотра фильмов.
Настроение 1. Гринуэевское.
Как после "Интимного дневника" и "Книг Просперо". Сюжет этих фильмов можно пересказать, но от этого потеряется их очарование. Можно влюбиться в красоту каждого кадра "в себе". Барочные гротески и гравюры из старинных фолиантов, изгибы калиграфических надписей и извивающиеся обнаженные тела. Эстетизм, найденный в мелочах.
Такое же настроение рождает коллекция Алены Ахмадуллиной, в которой исследуется - вполне в духе "Просперо", - красота морской стихии. Как высокопарно написано в официальном пресс-релизе: "Вода - текущее воплощение уходящего куда-то времени". Принты и вышивки. Карта несуществующего Петербурга архитектора Леблона. Рыболовные снасти. Вышитые рыбы. Вычурность многослойных одеяний и морские оттенки приглушенных цветов.
Настроение 2. Маленькая Вера в поисках Сюзен.
"Маленькая Вера" и "В поисках Сюзен" - два фильма-символа уличной моды 1980-х по в двух мирах по обе стороны океана. Восьмидесятничество. Броский выпендрежный, на грани вульгарности и изысков поп-арта, стиль золотого десятилетия.
Мое мнение: чем раньше дизайнер отдастся на откуп 1980-м, чем больше будет в его коллекциях не только отдельных цитат, но и общего настроя и 80-ческого драйва, тем лучше. Нужно как можно больше блеска, неоновых цветов, больше искусственности. Одежда должна быть провокационно сексуальна. Нужно начать культивировать пауэр-дрессинг, пока он еще не стал мейнстримом за рубежом.
Самыми восьмидесятническими можно назвать коллекции Лены Макашовой, Мака Ассатиани и Лидии Соселия.
У Соселия - это силуэты жакетов и пиджаков с огромными плечами и зауженными талиями. Некоторые из жакетов запахиваются, как кимоно. Из 1980-х возникло сочетание темного жакета в белый горох и черной юбки-брюк в цветах. Хорош приталенный костюм в полоску с алыми вставками на плечах, под который на голое тело надет красный жилет.
У Мака Ассатиани - многослойные юбки. Безумные сапоги с отворотами или смятыми голенищами. Неоновые блузки. Фуражки с кокардами.
Коллекция Лены Макашовой словно сошла со страниц журналов мод, скажем, СФРЮ (Югославии) или - хотя не все модели не пропустили бы на советский рынок - из каталогов Внепосылторга. Воспринимайте это как похвалу. Похвалу чувству стиля, иронии и прикольности дизайнера, создающего модели для марки "Ширпотреб". Полоски, акцент на плечи, косынки, аллюзии на кимоно, асимметрия, вкупе с ярким макияжем создает непередаваемый колорит 80-х.
Также из рубежа 80-х 90-х пришла общая любовь к бананам, брюкам-зуавам и галифе, обуявшая Татьяну Мискевич, Алену Ахмадуллину, Лену Макашову.
Настроение 3. Параджановское.
Причудливое сочетание предметов различных эпохи и стилей, виртуозная игра цветами. Кавказ со всем его размахом, юмором, понтами и сохранявшейся во все времена элегантностью. Это здорово, что Кавказ, до этого в моде по достоинству не оцененный, был так ярко введен в нее коллекциями Лидии Соселия и Мака Ассатиани. Шляпки-таблетки с вуалями у Лидии Соселия…Гозыри лежат рядами на груди и ярким пламенем алеют блузки у Мака Ассатиани. Хорош яркий, как грим в "Ашик-Керибе", макияж Мака Ассатиани.
Настроение 4. План 9 из открытого Космоса.
Помните фантастические фильмы до того, как изобрели компьютерные спецэффекты. Жестяные ракеты с вырывающимся дымом из сопол. Милые фантазии с элементами футуристической любви к технике. Стальные руки - крылья, а вместо сердца - пламенный мотор.
У Сандры Страукайте - геометрические платья, яркие цвета, дырочки и вырезы, "космическая одежда". В общем, очаровательная ностальгия по 1960-м и точнее по Андре Куррежу.
У нее же, а также у Мака Ассатиани - ностальгия по оп-арту. Визуальные эффекты, создаваемые линиями или сферами. Впрочем, оп-арт входит в число общих тенденций весны -лета, и встречается и в Лондоне, и в Милане.
Наконец, есть коллекции, с которыми у меня нет определенных киноассоциаций, но которые тем более понравились мне, как качественная, дорого выглядящая, настоящая дизайнерская одежда. Речь идет о Рамуне Пекаутайте и, конечно о Bos Bison.
Актуальные черно-белая гамма с отдельными вкраплениями натуральных цветов, одно оголенное плечо, общий образ в меру консервативной женщины, которая использует моду, а не является ее жертвой - все это подкупает в коллекции Владимира Зубца для Bos Bison.
А. Загуляев
Читайте также: Интервью Александра Шумского, продюсера Russian Fashion Week
Отзывы : 0